George Cross
ГлавнаяФорумКонтактыО СебеКарта Сайта

 

Важнейшее из искусств

Комиссар Миклован против Чаушеску

КОМИССАР МИКЛОВАН ПРОТИВ ЧАУШЕСКУ
Дмитрий МИТЮРИН, журналист (Санкт-Петербург)

Самый популярный киношник Румынии был русофобом!

Миклован

Среди восточноевропейских стран «социалистического лагеря» Румыния была самой бедной, но обладала довольно мощной кинематографией. Румынские фильмы занимали почтенное место на советских киноэкранах, а один из персонажей – комиссар полиции Тудор Миклован – даже стал культовым.

Мастер блокбастеров

Вплоть до середины 1960-х годов Румыния была практически незаметна на мировом кинорынке. Прорыв в этой сфере связан с двумя деятелями, один из которых был политиком, а другой режиссером.

Возглавив страну в 1965 году Николае Чаушеску, позиционировал себя  не слишком зависящим от Кремля лидером и налаживал партнерские отношения с Западом.

Помня ленинский тезис о кино как важнейшим из искусств, он решил улучшить имидж Румынии за рубежом, используя такой инструмент как кинематограф.

И здесь его главным помощником стал Серджиу Николаеску. Выпускник Бухарестского Политехнического института, начал карьеру как режиссер и сценарист научно-популярных фильмов. Снимая «Память роз» он часами сидел с камерой перед цветочками, чтобы запечатлеть процесс распускания бутонов. Трудно сказать, каким образом, но в 1967 году не имеющий опыта съемок художественного кино, Николаеску стал режиссером задуманного как блокбастер исторического фильма «Даки».  В ленте рассказывалось о борьбе предков современных румын, против римского нашествия, а заканчивалась она на победно-патетической ноте, без указания на тот факт, что эту борьбу даки все-таки проиграли.

Фильм "Даки"

Деньги французских продюсеров обеспечили масштабность съемочного процесса. Главную роль римского полководца Севера исполнил популярнейший в то время французский актер Пьер Брис, известный по роли вождя апачей Виннету в киносериале об индейцах.  Его оппонентом по сюжету выступил царь Децебал, сыгранный малоизвестным румынским актером Амзой Пеллей, ранее исполнявший роли негодяев мелкого пошиба.

Фильм стал классикой жанра «пеплум», причем зрители простили ему многочисленные исторические огрехи. Например, в одной конница даков мчится по асфальтированной дороге, а в другом эпизоде римская кавалерия атакует противника по кукурузному полю. Но все это мелочи, поскольку, подсчитав выручку, западные продюсеры уже в следующем году вложились в еще один фильм подобного типа «Битва за Рим». Правда, чтобы проникнуть на экран США главным режиссером пригласили Роберта Сиодмака из Голливуда, а Николаеску пришлось удовольствоваться ролью его заместителя.

Зато позже, опять-таки в кооперации с французами он снял пять подряд вестернов о Чингачгуке и его друге Кожанном Чулке, взяв за основу романы классика индейской литературы Фенимора Купера. От Купера в этих фильмах почти ничего не осталось, хотя драк, стрельбы, метания ножей и томагавков было в избытке. Интересно, что сериал про Виннету в это же время закрыли. Видимо продюсеры пришли к выводу, что двух таких храбрых индейцев мустанги не выдержат.

У румын собственная гордость

Михай Храбрый

В 1971 году Николаеску взялся за фильм о политике и полководце Михае Храбром, который на рубеже XVIи XVII веков на короткое время объединил в единое государство три населенных румынами княжества – Валахию, Молдову и Трансильванию.  

Соответствующее предложение поступило от знаменитой голливудской компании «Коламбиа Пикчерз», готовой вложить в фильм 4 миллиона долларов и обеспечить звезд первой величины. Михая должен был сыграть Кирк Дуглас. Самой звездной паре тогдашнего Голливуда Ричарпду Бертону и Элизабет Тейлор отводились роли главного оппонента Михая трансильванского князя Жигмонда Батори и его супруги.

Незадолго до этого многие американские звезды снялись в Югославии в фильме «Битва на Неретва», сделанном по заказу другого излишне самостоятельного восточноевропейского коммуниста Иосипа Брос Тито. Как герой Второй мировой Чаушеску и близко не мог соперничать с Тито, но на кинематографическом поле собирался с ним потягаться.

Михай Храбрый

Посыл «Михая Храброго» заключался в том, что румыны - потомки даков и древних римлян – побеждая венгров, поляков, австрийцев ухитрялись еще и грудью закрывать Европу от турецкой угрозы. Американцам такая идея была неинтересна, и чтобы самому заказывать музыку Чаушеску выложил на фильм полмиллиона долларов и выделил на массовки 5 тысяч солдат румынской армии. Актеров набрали своих, Михая сыграл Амза Пелля.

С такими ресурсами Николаеску без всякой компьютерной графики снял зрелищный эпос, который по всем рейтингам входит в число десяти лучших исторических фильмов в мире. В прокате его посмотрело около миллиарда человек – цифра, оставшаяся в румынском кинематографе так и не побитой. И только в Венгрии фильм оказался под негласным запретом, поскольку перипетии борьбы за Трансильванию с венгерской точки зрения были показаны совершенно неправильно. Вероятно, чтобы не травмировать товарища Яноша Кадара в Советском Союзе «Михай Храбрый» демонстрировался недолго, да еще преимущественно в черно-белых копиях. 

Что до Николаеску, то он, став признанным мэтром, несколько зазвездился и был заподозрен в нелояльности. В результате, следующую обретшую статус национального проекта постановку «Господарь Влад» (о князе Владе Цепеше, более известном как Дракула) поручили другому режиссеру. Эта лента была сделана по тем же лекалам, что и «Михай Храбрый», но особого резонанса не вызвала. Воспринимать Дракулу как не вампира на Западе были не готовы.

Николаеску тем временем занялся криминальным жанром, добившись новых успехов.

Умер – так умер

Комиссар Миклован и все, все, все ...

Боевик 1974 года «Чистыми руками» рассказывал о «борьбе за социалистическую законность в послевоенной Румынии», но по стилистике и приемам подражал американским гангстерским фильмам. Главный герой начальник районной полиции Михай Роман (актер Илларион Чобану) боролся с бандитами в паре с полицейским старой школы Тудором Миклованом в исполнении самого режиссера (который и до этого появлялся в своих фильмах в ролях второго плана).

После этого фильма Николаеску получил прозвище «румынского Бельмондо». Зрителей не устраивало только одно – в финале Миклован погибал смертью храбрых, а главный злодей имел шансы остаться безнаказанным. Это было уж слишком и в фильме-продолжении «Последний патрон» комиссар Роман мстил за друга, а заодно разоблачал антикоммунистический заговор. В дальнейшем другими режиссерами было снято еще три фильма о Романе («Заговор», «Трудный путь на Типеррари» и «Капкан»), но только последний из них оказался достаточно динамичным и вообще добрался до советского зрителя.

Серджиу Николаеску в роли Миклована

Николаеску же, поняв, что нащупал нужную жилу, снял еще один криминальный боевик «Комиссар полиции обвиняет» действие которого происходит в 1940 году в фашистской Румынии. И снова он сыграл главного героя Тудора Молдована, который всеми повадками напоминал уже погибшего Миклована. Более того, уложив кучу молодчиков из фашисткой «Железной гвардии», комиссар тоже погибал в неравной схватке.

Это было уж слишком. Зрители требовали продолжения и в следующем фильме «Реванш» Молдован ожил, устроил фашистам новую трепку, но в конце терял сына. Завершил цикл фильм «Комиссар полиции и малыш», рассказывавший о событиях 1939 года.

Выживший

В Советском Союзе с бравым комиссаром произошла странная история. Помня об успехе «Чистыми руками» наши прокатчики переименовали  Молдована в Миклована, а поскольку внешне персонажи ничем не отличались друг от друга, зрители так и не поняли, что речь шла о разных комиссарах. Многие из тех, кто в детстве восхищался подвигами «румынского Бельмондо» пребывает в этом убеждении и доныне. Увы! Истина такова: комиссар Миклован так и остался героем только одного фильма – «Чистыми руками». А вот биографию комиссара Молдована Николаеску продолжил, сняв в 2008 году фильм «Выживший».

Выяснилось, что борец с «Железной гвардией» попал в коммунистической Румынии в лагерь, где повергался издевательствам советских чекистов. На свободу он выходит уже во времена рыночной экономики, и, несмотря на преклонный возраст, снова вступает в борьбу с криминалом.

Выживший

Провал был оглушительный. В румынском прокате фильм собрал 339 тысяч лей – в 50 с лишним тысяч раз меньше, чем было потрачено на его создание!

Статус Николаеску от этой неудачи особо не поколебался. Во времена позднего Чаушеску он снимал много  – иногда по два и даже три фильма за год. В списке работ криминальные драмы, экранизации приключенческой классики, фэнтези, комедия.

Когда в декабре 1989 года началось восстание против Чаушеску, именно мэтр румынского кино обратился по телевидению к соотечественникам, призвав свергнуть диктора.

Серджиу Николаеску

Рыночные реалии фактически угробили румынский кинематограф, но вплоть до своей смерти в январе 2013 года Николаеску продолжал снимать в среднем по фильму в три года.

Два его исторических блокбастера о диктаторе Антонеску и короле Кароле I буквально пропитаны русофобией. А зря - у нас его так любили.

Из журнала «Загадки истории», 2016 г., №25

Георгиевский Крест

 



Комментарии

Комментариев пока нет.

* Обязательные поля
(Не публикуется)
 
Жирный Курсив Подчеркнутый Перечеркнутый Степень Индекс Код PHP Код Кавычки Вставить линию Вставить маркированный список Вставить нумерованный список Вставить ссылку Вставить e-mail Вставить изображение Вставить видео
 
Улыбка Печаль Удивление Смех Злость Язык Возмущение Ухмылка Подмигнуть Испуг Круто Скука Смущение Несерьёзно Шокирован
 
1000
Какое слово выделено жирным шрифтом?
 
(введите ответ)
 
Запомнить информацию введенную в поля формы.
 

 

 

Соколов

СОКОЛОВ
Александр Ростиславович

Руководитель проекта

Митюрин

МИТЮРИН
Дмитрий Васильевич

Редактор сайта

 

Подписаться на Новости

 

Реклама